среда, 6 апреля 2011 г.

«Готовность к школьному обучению»


В соответствии с социальным заказом общества, в образовании наблюдается тенденция повышения сложности знаний, которые необходимо освоить как можно раньше для успешного вхождения в современный мир. Она находит свое отражение в изменении содержания и организации образовательного процесса, и в первую очередь, в начальной школе. Соответственно изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольника к обучении в школе. Одной из главных характеристик процесса школьной обучения в современных условиях выступает направленность на формирование эффективного мышления ученика. Специфическими особенностями такого мышления являются умение выделять главное существенное, проводить взаимосвязи, аналогии, умение анализировать, обобщать, классифицировать, быстро ориентироваться информационных потоках и находить необходимую информацию. Эта новая задача приводит к необходимости не только обновлять содержание и технологии организации образования в школе, но и реализовывать соответствующие технологии подготовки ребенка к обучению в школе.
Поэтому актуальным становится поиск вариантов такой подготовки ребенка к школе, которая могла бы, с одной стороны облегчить его адаптацию к школьной жизни, обеспечить плавный переход к учебной деятельности, как новому для ребенка виду деятельности на следующем возрастном этапе, с другой стороны способствовать эффективности обучения и решению задач развития личности ребенка.
Таким образом, вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее задолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, ориентированных на практику специалистов: психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению, возраст, с которого наиболее целесообразно приступать к обучению детей в школе, и т.д. Согласно мнению различных исследователей, психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Ее можно назвать фундаментом для следующего возрастного периода. От того, как будет выстроен этот фундамент, во многом будет зависеть успешность адаптации ребенка к школе, эффективность обучения.
В связи с вышеизложенным рассмотрим  какие аспекты включает в себя готовность к школьному обучению. Традиционно выделяют три аспекта, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе: физический, специальный и психоло­гический.
Физическая готовность к обуче­нию в школе характеризует функци­ональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребенка и темпа его физиологического созревания. Оценка физической готовности детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития, таких как рост, вес, объем грудной клетки, и их соответствии возрастным нормам. Также учитывается наличие или отсутствие хронических заболеваний. Опираясь на все эти по­казатели, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья.
Первая группа здоровья.  Ребенку по силам нагрузки гимназических классов с их максимально насы­щенным учебным планом.
Вторая группа здоровья заставляет родителей задуматься, отдавать ли ребенка в класс с углубленным из­учением отдельных предметов. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.
Третья и четвертая группы здо­ровья требуют выбирать нагрузки для ребенка тщательно и проду­манно.
Таким образом, физическая готов­ность к обучению в школе как важней­ший фактор выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребенка. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью детерми­нирует остальные аспекты школьной зрелости.
Специальная готовность включает в себя умения и навыки старше­го дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего разви­тия (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и до­статочными для успешного освоения программы первого класса. Отбор старших дошкольников в элитные гим­назии строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка. При правильно организо­ванном обучении на базе игровой деятельности формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно у многих детей, но не у всех. Важным для осуществления интенсивного обучения письменной речи является созревание определенных зон и ассоциативных полей коры головного мозга ребенка. В противном случае обучение будет не эффективным и может отвратить ребенка от учения вообще.
Однако готовность к школе не сводится к физической и специаль­ной готовностям. Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого аспекта определя­ется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной пози­ции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкрет­ное содержание психологической готов­ности не является стабильным — оно изменяется, обогащается.
Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая вклю­чает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сфор­мированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произволь­ность психических процессов.
Личностная готовность ребенка к школе предполагает определен­ный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически
соподчиненных мотивов поведения. Л. И Божович наиболее важным ком­понентом готовности считала мотива-ционный. Она выделяла две группы мотивов учения:
¾   мотивы, связанные с потребностью в общении;
¾   мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «вну­треннюю позицию школьника». Лич­ностная готовность проявляется также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Подготовка ребенка к школе в рамках этого аспекта должна включать в себя формирование у него готов­ности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для усвоения учебной программы началь­ной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечива­ющих эффективную интеллектуальную деятельность.
По представлениям Е. И. Рогова, такими важнейшими психическими процессами являются:
1.   Достаточная дифференцированностъ восприятия сенсорной ин­формации, хорошая сенсомоторная координация.
2.   Способность устанавливать связи между основными признаками и явле­ниями внешних событий на фоне сни­жения роли фантазии, закладывающих основы аналитического мышления.
3.   Хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механи­ческой памяти.
4.   Достаточное развитие мелкой моторики рук.
5.   Овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха.
6.   Начальное овладение символи­ческими операциями.
7.   Зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность прилагать усилия для получения новых знаний на основе развитой познава­тельной мотивации.
Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что готовность к школе представляет собой некую интеграль­ную характеристику развития ребенка, которая включает в себя определен­ный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, а также развитие зрительно-моторной координации.
В психологической литературе под­черкивается роль интеллектуальной и мотивационной готовности, говорится о важности наличия определенного уровня развития произвольного по­ведения, необходимого для успешного освоения учебной деятельности. Но необходимо помнить о том, что школь­ная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший до­школьник до поступления в школу. Ему предстоит адаптироваться к системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он имел дело прежде. Ему необходимо научиться строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил. Дошкольник становится школьником, и этот ответственный этап по своей важности и влиянию на дальнейшую жизнь и здоровье ребенка можно сравнить с поступлением в ВУЗ или с созданием семьи.

1 комментарий: