четверг, 7 апреля 2011 г.

«Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)».


  Все детство можно условно разделить на несколько периодов:
- раннее детство (1 – 3 года);
- собственно дошкольное детство (3-7 лет);
- школьное детство (7 – 10 лет).
В каждом периоде выделяют т.н. ведущую деятельность.
В раннем детстве – это манипулирование, в школьном – учеба, а  в дошкольном возрасте - игра. Но дело не в том, что ребенок все время играет, а в том, что в игре происходят существенные изменения в его психике.
Итак, все больший интерес ребенка 5-6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми - общение со взрослыми . Это определяет содержание сюжетно-ролевых игр (врач, продавец, водитель…). С 5 лет дети уже четко знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В 5 лет, воспитывая мальчика, важно доминировать отцу, а девочку – матери. Рекомендуется к 6 годам в доступной форме уже рассказать ребенку о том, как дети появляются на свет, где он родился, как и почему. Ребенок уже дорос до понимания и этой тайны. Групповой характер игры развивает способность координировать свои действия с другими. Ребенок учится соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе, он не будет принят в игру, он учится общаться со сверстниками.
    После 5 лет частные общения со сверстниками  переходят в дружеские. У вашего  ребенка появляются друзья, обычно его пола. Объясняя свой выбор, дети уже не ссылаются на случайные причины («он мне машинку сегодня дал поиграть»), как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть»), его положительные качества («она хорошая», «он не дерется»). В этом возрасте в игре существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Увеличиваются попытки контролировать действия других – они часто критикуют, указывают, как должен вести себя персонаж в игре. При возникновении конфликтов в игре дети стремятся объяснить, почему они так поступили и аргументируют свое поведение или критику других, опять же, правилами. В игре ребенок начинает руководствоваться  правилами, нормами поведения, он учится управлять собой. Например, мы знаем, как тяжело ребенку несколько минут простоять в одной и той же позе, но в игре, выполняя роль часового, он способен не двигаться в течение 9-10 минут. Так развивается воля, произвольность. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности дошкольника. В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях. Так развивается воображение. В 5 лет у ребенка очень сильно развиты фантазия и вымысел. Но после 5,5 лет способность к творчеству заметно угасает, у некоторых детей совсем. От вас зависит, чтобы это не случилось. Пусть в вашем доме уживаются компьютер и выдуманная ребенком сказка.  В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров.  Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи: ведь ребенок должен объяснить, во что и как он хотел бы поиграть, договориться с другими детьми, распределить роли, сказать свой текст. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен сочинить и рассказать сказку на заданную тему, он перескажет книгу или фильм.
   Кроме функции общения (коммуникативной), развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Он уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему. Так развивается самоинструктирование, которое помогает заранее организовать свое внимание. Ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность, удерживать внимание непрерывно более чем полчаса.  Важным показателем развития внимания  является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент  произвольного внимания. Основываясь на умении воображать, представлять, ребенок может уже решать, например, геометрические задачи – у него развивается мышление. Ведущим типом становится наглядно-образное мышление: основным средством решения задач является образ.  Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты» (2-3, но не более 4 перегородок – в 5-6 лет).
   К 6 годам ребенок в состоянии не просто обобщить, что лошадь, кошка, лев – это животные, а и подразделить их на диких и домашних. Он уже может объяснить, чем отличается, например, стрекоза от бабочки. Интересуется не только названием предмета, но и из чего он сделан (дерева, стекла, пластмассы). Ребенок представляет свою деятельность  только в настоящем времени. Хотя использует уже прошедшее и будущее время. Помимо времени он ориентируется в пространстве: не улице, в знакомом помещении… Он твердо знает, что такое магазин, аптека, кинотеатр… А чтобы запомнить все это у ребенка д.б. развита память. В старшем дошкольном возрасте  преобладающим видом памяти  является образная память, т.е. для запоминания информации по смыслу могут быть использованы картинки (благодаря развитию воображения). Ребенок уже может запомнить что-то целенаправленно, т.е. развивается произвольное запоминание.
 В 5-6 л. может запомнить уже 7-8 предметов из 10-15 из изображенных на картинке. В старшем  дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. 
Восприятие цвета: в 5-6 лет ребенок знает основные цвета спектра и несколько оттенков (темно-зеленый, светло-зеленый. Говоря, что ребенок знает этот цвет, подразумевается, что он может вспомнить и назвать цвет, дать карандаш определенного цвета и т.д. Как видим, здесь не обойтись без развитой памяти (8-9). 
Восприятие формы. К 6 годам дети обычно различают разновидности геометрических форм. Например, дети старшей группы легко могут выполнить такое задание: найти в группе все предметы круглой, квадратной формы и т.д.  при этом детям доступна ориентировка сразу на два признака – цвет и форму – найти круглое и синее.
Восприятие величины: в старшем дошкольном возрасте продолжается овладение эталонами величины, начавшееся ранее. Могут выделить и назвать такие параметры как длина, ширина, высота.
 К 6 годам ребенок пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает или вычитает  в пределах 10. ребенок учится кататься на коньках, осваивает лыжи, плавание. Прекрасно зная свои руки, правую и левую, он не умеет различать их у других. К 6 годам ребенок аккуратен, тщательно следит за внешностью, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них.
Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций. У него формируются «высшие чувства»: любопытство, любознательность, чувство юмора, чувство прекрасного, героического, чувство гордости, стыда, дружбы. Это помогает строить отношения со сверстниками.
  На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на одобрение, похвалу. Если же детско-родительские отношения нарушены, близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах, то достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как   лживость. Ребенок придумывает оправдания своим оплошностям, перекладывает вину на другого, чтобы не потерять доверия взрослого.
 Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой, в игре раскрываются существенные характеристики умственного  и социального развития ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий