Важнейшими психическими новообразованиями детей раннего возраста (с 1 года – 3 лет) являются возникновение речи и наглядно – образного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определённое назначение и способ употребления.
Усвоение предметных действий происходит: 1) В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением; 2) Использование предмета строго по назначению; 3) На основе назначения предмета использовать его для других целей.
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребёнок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно – развивающая среда, окружающая ребёнка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
В этот период жизни у ребёнка происходит интенсивное формирование активной речи, которое развивается в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Необходимо стимулировать высказывания ребёнка, побуждать говорить о своих желаниях.
Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребёнок отчётливо произнёс: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребёнка спросили, почему он молчал всё это время. Он вполне резонно ответил: «А зачем мне надо было говорить? Вы и так все за меня говорили»…
Восприятие ребёнка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными.
Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентировачного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого - правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающиеся игрушки: матрёшки, вкладыши, пирамидки.
Ребёнка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Ребёнок в возрасте двух лет способен различать:
· 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
· 8 цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребёнком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребёнка непроизвольны, он не может сразу прекратить что – то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены «эффекту заражения»: то есть, если один начинает радостно скакать по комнате, то, как минимум, ещё три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, то есть чёткое соблюдение режима.
Основным чертами ребёнка двух лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребёнка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Комментариев нет:
Отправить комментарий