пятница, 1 апреля 2011 г.

Реферат: «Влияние внутрисемейных отношений на проявление агрессивности в поведении детей дошкольного возраста».


  В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Родителями создаётся определённая атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление личности. Общение со взрослыми решающим образом  определяют направление и темпы развития ребёнка. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определённая зависимость: «принятие и любовь» порождают  в ребёнке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Семья занимает центральное  место в формировании личности ребёнка.
Внимание к семье, впервые появилось в работах философа Квинтилиана в I в. н.э. Он вынес эту проблему, как объект специального рассмотрения. В отечественной психологии были выдвинуты идеи интериоризации отношений, как обязательного момента развития личности ребёнка в сочинениях Павла Петровича Блонского и  Льва Семёновича Выготского.
Майей Ивановной Лисиной была разработана концепция генезиса общения ребёнка и взрослого, где форма и содержание общения определяются с возрастом ребёнка. Софья Юрьевна  Мещерикова в своих исследованиях особое внимание удела роли субъективно - ориентированного общения в психическом развитии ребёнка.
На рубеже 20 – 21 веков проблемами семейных взаимоотношений и его нарушений разрабатывались Владимиром Ивановичем Гарбузовым,  Александром Ивановичем Захаровым и Дмитрием Николаевичем Исаевым. Американским психологом Верджинией Сатир проводились  исследования в рамках системного подхода. Семья рассматривалась в её сложном иерархическом аспекте: становление, развитие и распаде.
На современном этапе проблема взаимоотношений в семье стоит очень остро. Растёт численность семей, где нет согласия, постоянные ссоры между её членами, а жертвами таких отношений становятся дети. И как результатом такого семейного воспитания всё чаще встречается проявление у детей агрессии по отношению к окружающим. Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. В своих исследованиях  Роберт Бэрон и Дэвид Ричардсон показывают, что современные дети всё чаще прибегают к такой форме взаимоотношения со сверстниками.
Изучая причины появления нарушений в поведении у детей дошкольного возраста Елена Олеговна Смирнова  в своих исследованиях доказывала, что дети, у которых преобладает агрессивное поведение  воспринимают другого человека как источник враждебных действий. Это ведёт к неспособности понимать других и сопереживать им. Такое отношение обусловлено особым строением самосознания ребёнка, а именно его фиксированностью на себе и постоянным сравнением себя с другими.
Исходя из этого цель исследования: Проследить взаимосвязь между типами внутрисемейных отношений и  их влиянием на формирование личности ребёнка дошкольного возраста.
Объектом исследования является: Психолого-педагогическая характеристика типов взаимоотношения в семье.
Предмет исследования: Влияние семейных отношений на проявление детской агрессии.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что агрессивное поведение  к окружающему  чаще проявляется у детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях с жестоким отношением и  эмоциональным отвержением.
На основании теоретического анализа были выделены функции, структуру, периоды развития семьи, каждый из которых  имеет свои задачи и кризисы, а так же типы семейных отношений. В основу классификации типов семейных отношений взяты параметры - это интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к ребёнку и параметр контроля,  последовательность и аффективная устойчивость в отношении ребёнка, а так же тревожность   как личностная черта родителей, проявляющееся в общении.
Были определены благополучные и неблагополучные типы родительских отношений к ребёнку в семье, формы жестокого обращения, к которым относятся физическое, сексуальное, психическое насилие, и пренебрежение основными нуждами ребёнка.
На основании анализа причины агрессивного поведения, были выделены факторы, которые влияют на появление агрессии у детей, классификация  видов, и категории детей, которые склонны к проявлению физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма. В основе движущей силы и мотивации агрессии, лежит демонстрация себя, достижение своих практических целей, подавление и унижение другого.
Выделяется классификация типов агрессии. К ним относятся импульсивно – демонстративный, нормативно – инструментальный и целенаправленно – враждебный типы. Наряду с типами были выделены возрастные и половые различия в проявлении детской агрессивности.
Экспериментальная работа проводилась с  декабря 2007 года по октябрь 2008 года на базе МДОУ №97 «Ленок». Были обследованы дети старшей группы №2 и их родители, в количестве 15 человек. Экспериментальная работа велась по двум направлениям. Первое направление -  обследование детей на выявление склонности к реальному проявлению агрессии,  второе - обследование родителей на особенности родительской позиции по отношению к собственному ребёнку и на выявление типов внутрисемейных  отношений.
Для проведения экспериментальной работы был подобран комплекс диагностических методик для выявления негармоничного воспитания в семье и как следствие этого агрессивного поведения у ребёнка. В комплекс для  обследования детей  вошли: тест «Рисунок семьи» основная направленность которого выявление типы внутрисемейных отношений. Методика «Лесенка» на определение представления ребёнка об отношении к нему окружающих. Тест «Несуществующее животное» и  графическая методика «Кактус» на наличие агрессивности. А так же проективная методика «Тест руки» на предсказание открытого агрессивного поведения.
Родителям были предложены тест – опросник «Анализ семейного воспитания» на выявление типов семейного воспитания и  Тест – Опросник Родительского Отношения для определения особенностей родительской позиции по отношению к собственному ребёнку.
В результате проведённого комплекса методик с детьми было выявлено, что 46,6% детей (7 человек)  чувствуют себя в семье незащищёнными и отчуждёнными, у 53,3% детей (8 детей)  в рисунках присутствуют  элементы, характеризующие агрессивность. У (10 детей) 66,6% детей было выявлено нарушения личностной сферы. Это чрезмерная импульсивность, неуверенность в себе и тревожность, а так же отрицательное отношение к себе. У (2 детей) 13,4% детей агрессивность явно обнаруживается, как тенденция или реальность поведения.
После проведения с родителями тестов – опросников были выявлены характерные взаимоотношения в семьях этой группы. В (3 семьях) 20% семей, присутствует жестокое отношение и эмоциональное отвержение родителей к детям, а так же инфантилизация как родительская позиция по отношению к собственному ребёнку присутствует в 13,4% семьях. (2 семьи) .
После проведения комплекса диагностических методик полученные результаты были сопоставлены между собой. Анализ результатов показал, что 13,4% детей (2 ребёнка), которые предрасположены к открытому  агрессивному поведению, проживают в семьях, где родители  эмоционально отвергают и жестоко обращаются с ними.
По результатам проведённых диагностических методик были разработаны рекомендации для родителей по профилактике агрессивного поведения у детей. В рекомендации вошли правила поведения родителей с детьми, во избежание агрессивного поведения, а так же построения общения до и после вспышки агрессивного нападения. Рекомендации были предложены родителям на консультациях в индивидуальной форме.
Таким образом, дети, у которых агрессивные реакции являются преобладающим способом реагирования на жизненную ситуацию, проживают и воспитываются в семьях  с жестоким отношением и эмоциональным отвержением, с неустойчивым стилем воспитания с частой и резкой сменой методов воздействия на ребёнка. Поставленная гипотеза подтвердилась.
Но, не смотря на это, своевременно оказанная помощь родителям в  изменение стиля поведения и выработки стратегии общения с агрессивным ребёнком,  приносят свои положительные результаты. Так как в дошкольном возрасте происходит развитие контроля над собственными импульсивными действиями. И ребёнок, получив позитивную обратную связь, сможет научиться бесконфликтно, взаимодействовать с окружающими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий