пятница, 8 апреля 2011 г.

Доклад «Психологические аспекты развития театрализованной деятельности дошкольников».


Первые шаги в театральный мир ребёнок делает уже в младшем дошкольном возрасте. Элементарные игры в «театр» имеют важное значение  для его эмоционального развития. С этой целью детям 4- 5-го года жизни можно предложить посмотреть театрализованные представления старших дошкольников. В театральных куклах и персонажах малыши узнают героев любимых сказок, что приводит к ярким эмоциональным откликам: сочувствуют им, печалятся по поводу неудач, радуются успехам. Учитывая возрастные особенности малышей, углубление впечатлений от увиденного спектакля лучше проводить в индивидуальном общении с ребёнком. Малышу не доступны отвлечённые разговоры, пространное рассуждение взрослого.
Работа по совершенствованию театрально – игровой деятельности детей 6 – 7 года жизни опирается на более высокий, чем у малышей уровень их общего развития.  Игры в «театр» в этом возрасте выступают в этой возрастной группе связывающим звеном между ребёнком и познаваемой им жизнью. Чтобы помочь детям понять смысл сценического действия, идею спектакля необходимо до начала театрализованного представления направить ещё неокрепшее внимание ребёнка на самое главное в спектакле. Для того, чтобы появилось желание выразить своё эмоциональное отношение к удивительному и необычному в театре, можно предложить ему нарисовать, вылепить, смастерить то, что оставило самое яркое впечатление. Для развития чёткой артикуляции звуков предлагаются чистоговорки, которые нужно произнести от лица какого – либо конкретного персонажа. Учитывая возрастные психологические особенности детей, позволяет использовать в постановках условность показа действий, событий. Интенсивное развитие самостоятельности и совместная деятельность усиливает речевую активность.
Театрализованные игры способствуют сближению детей, объединяют их интересной деятельностью и отлично поднимают настроение. Эти игры помогают детям завоевывать доверие и расположение у сверстников, а так же помогают снять напряжение, неуверенность и повысить самооценку.

Игра: «Представься с помощью куклы». Цель этой игры: снять напряжение и неуверенность. (Две куклы разного пола)
Ход игры: Ребёнку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. (Твоя любимая игра? Как в неё играть?)

С помощью театрализованных игр детей можно учить договариваться и сотрудничать между собой.

Игра: «Спина к спине». Цель этой игры: стимулировать детей в процессе общения в процессе взаимодействия друг с другом. (Два стула).
Ход игры: Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться, о чем будут рассказывать другим детям.

Дмитрием Борисовичем Элькониным были выделены четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка.
1.                Развитие мотивационно – потребностной сферы. Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы делаются более значимыми для ребёнка, нежели личностные. Важнейшими для ребёнка мотивами становятся стремление к социально значимой и социально оцениваемой деятельности, а так же мотив занять новую социальную позицию.
2.     Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма.
Ребёнок, принимает роль какого – либо персонажа или героя. Он учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребёнку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа, а так же с позицией партнёра по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценку у дошкольника.
3.     Развитие произвольности поведения.
Воспроизводя сказочные ситуации и взаимоотношения между героями сказок, ребёнок подчиняет свои  собственные желания. Это помогает ребёнку соотносить  своё поведение и поведение героя. Таким образом, развивается произвольная регуляция поведения.
4.     Развитие умственных действий.
В игре ребёнок получает огромные возможности для самовыражения, исследования собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребёнку освободиться от эмоциональной напряжённости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий