суббота, 9 апреля 2011 г.

«Обеспечение психологического комфорта и защищённости детей дошкольного возраста средствами театра».


Одно из направлений работы по формированию театрально-игровой культуры в ДОУ является: Обеспечение психологического комфорта и защищённости детей средствами театра.
Для достижения положительного результата в этом направлении используется метод психоэлевации – от лат. «поднимать, восходить». Суть этого метода попытаться любой недостаток, присущий данному ребёнку, скорректировать, возвысить до уровня достоинства. Когда ребёнок играет в «театр», то он открывает свою душу.
Задачами этого метода будут:
1.     Учить детей различать настроения, переживания,  эмоциональное состояние персонажей.
2.     Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений.
3.     Предоставлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.
При решении этих задач дети начинают раскрывать, и снижается степень агрессивности и страха.
Для снятия агрессии можно применять этюды и упражнения на мимику, пантомимику и интонацию:
1.     Этюд «Волк» (предлагается ребёнку изобразить волка – веселого, испуганного, грустного, радостного, злого, удивлённого); «Поросёнок», «Старик», «Старуха», «Воробей», «Упрямая лошадь», «Капризная кошка».
2.     Упражнение «Оживи куклу». (Подбирается соответствующая музыка и кукла. Ребёнку предлагается театральная кукла. Он называет куклу, показывает, что она умеет делать).
3.     Этюд «Как ходит тишина». Этот этюд предлагается проводить со всей группой и под музыку. Детям предлагается придумать к образу Тишины в соответствии с характером звучащей музыки. В этом этюде важно передать лёгкость движений, осторожность, доброжелательность Тишины.
4.     Упражнение на развитие  выразительности мимики. Это упражнение предлагается проводить со всей группой. Детям предлагается выслушать фразы и изобразить с помощью мимики и пантомимы. (Предложить воспитателям выполнить это упражнение)
      солёный чай
      ем лимон
      сердитый дедушка
      лампочка потухла, зажглась
      тепло – холодно
      обиделись
      испугались
      мне грустно
      получила подарок
      радость
      восторг
      рассердились на драчуна
      встретили хорошего знакомого
      встретился грязный человек
5.     Предложить ребёнку (взяв куклу или, одев шапочку) сыграть трусливую мышку, жадного хомяка, маленького цыплёнка, веселого волка, добрую Бабу – Ягу.


Для снятия страха детям можно предложить:
1.     Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание смешных небылиц.
2.     Упражнение «Разные стихи» Детям предлагается прочитать знакомые стихи А. Барто «Игрушки» с вопросительной и восклицательной интонацией.
3.     Этюд – игра «Театр моды кукол». Цель: Упражнять в управлении перчаточной куклой, подобрать движения, соответствующие данному персонажу. Ход: Воспитатель объявляет открытие театра моды для кукол. Знакомит детей с куклами – манекенщицами, придумывают имена, дополняют их наряды элементами одежды и украшения. С помощью воспитателя определяют характер музыки, сопровождающей выход моделей на ширме. Воспитатель и дети смотрят демонстрацию моделей.
4.     Этюд «Поиграем в сказочных героев». Детям, которые боятся сказочных персонажей предлагается поиграть в них.

Театр любим детьми, потому что доступен. Театральное представление по своему характеру динамично. Воспринимает ли его ребёнок, сам ли участвует, но вовлекается в мир сильной внутренней и внешней экспрессии, в атмосферу глубоких личных переживаний и эмоциональных настроений. Театр – это источник и импульс творчества. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий