пятница, 1 апреля 2011 г.

Конспект проведения урока педагогическом колледже по предмету «Общая психология» на тему «Темперамент».


   Тема: «Темперамент».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1.Познакомить  студентов с понятием «темперамент», с его физиологической основой и с основными свойствами и  характеристиками.
2. Совершенствовать диалогическую речь студентов в период обмена мнениями, умение анализировать выводы.
3.Воспитывать профессиональную готовность и понимание необходимости и    серьёзной подготовки к работе с детьми.
 Структура урока: (1 час 20 минут)
 Вводная часть (5 минут): организационный момент – 5 минут.
 Основная часть (1 час 10 минут): проверка домашнего задания – 15 минут; изложение нового материала – 45 минут; закрепление пройденного материала – 10 минут.
Заключительная часть (5 минут): подведение итогов урока – 5 минут.
Основные методы, применяемые на уроке: словесные (рассказ, объяснение), практический (упражнение).
Оборудование урока: раздаточный материал – схема на парту, доска, мел.
Рекомендуемая литература:
1.     Введение в психологию./ под ред. А.В. Петровского. – М., 1995. – С 432 – 450.
2.     Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. уч. – М.: Просвещение, 1980. – 352с., ил.
3.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. – 4-е изд.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.
4.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512с.
5.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М., 1989. – Т.2. – С.211 – 232.
Ход урока:
Вводная часть.
Здравствуйте! Садитесь! Сегодня урок проведу у вас я, студентка Калужского государственного педагогического университета имени Константина Эдуардовича Циолковского, меня зовут Галина Геннадьевна Парфененко.
Староста напишите фамилия студентов, которые отсутствуют на уроке. Спасибо!
Основная часть.
В качестве домашнего задания вам на предыдущем уроке была задана  лекция на тему «Воля». Проверить ваши знания я предлагаю с помощью устного опроса.
Первый вопрос:
1.     Что такое воля? (Психическая деятельность   человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий).
2.     Что такое волевое усилие? (Особое состояние нервно – психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека).
3.     Что такое волевое действие? (Это активность, заключающая в себе самоограничения).
4.     Перечислите функции волевого действия. (Первая функция – усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий; вторая – организующая функция; третья – сдерживающая функция).
5.     Назовите структуру волевого действия. ( Осознание цели и стремление её достичь; Осознание возможности её достичь; появление мотивов, которые утверждают или опровергают возможности достижения цели; борьба мотивов и выбор; принять одно из возможностей в качестве решений; осуществление принятого решения.
Кто отвечал на вопросы, на перемене подойдите ко мне я поставлю вам отметку за домашнее задание.
Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, то есть различия их темпераментов. Зная особенности темперамента ребёнка можно найти к нему индивидуальный подход. Тема сегодняшнего урока «Темперамент». Запишите план:
1.     Понятие «темперамент».
2.     Физиологические основы темперамента.
3.     Основные свойства и характеристика темперамента.
Понятие темперамент.
Известны три основные системы взглядов объяснений сущности темперамента, где первые две имеют лишь исторический интерес. Вопрос об особенностях проявления темперамента в поведении человека неразрывно связан с вопросом о факторах, обусловливающих эти проявления.
Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий представляла классификация, основанная на учении Гиппократа, которую описал римский врач Гален (II в. д.н.э.) в трактате «De temperamentum» (лат. temperamentum  – «соразмерность», «правильная мера»). Он считал, что темперамент зависит от соотношения четырех основных жидкостей организма: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Свое наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента:
1.     сангвинический (от лат. sanguis (сангви) - кровь),
2.     холерический (от греч. chole (холе) - желчь),
3.     флегматический (от греч. phlegma (флегма) - слизь)
4.      меланхолический (от греч. melaina chole (меланхоле) - черная желчь).
Гиппократ, как и Гален,  не связывали темперамент с психической жизнью человека и говорили даже о темпераментах отдельных органов, например, сердца или печени. Со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, слизь.
Следующая группа теорий указывает на обусловленность темперамента типом морфологической конституции (конституциональные теории). Так, Эрнст Кречмер в своем труде «Строение тела и характер» (1921)  выделяет основные конституциональные типы телосложения, каждому из которых соответствует определенный темперамент.
В этой системе выделяется четыре вида телосложения:
1.     Лептосоматик – люди с хрупким телосложением,  с высоким ростом, они замкнутые, и трудноприспосабливаемые.
2.     Атлетик – высокий, крепкий, маловпечатлитьляный человек.
3.     Пикник – человек с ярко выраженной жировой тканью, легко контактирует с людьми.
4.     Диспластик – человек с дефектами, злобный.
Поворотное событие в истории изучения темперамента произошло в начале  30-х годов 19 века, благодаря работам Ивана Петровича Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей, не телосложение, а особенности функционирования нервной системы (ВНД), характеризующие динамику протекания в ней нервных процессов возбуждения и торможения.  Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
Таким образом, согласно учению Ивана Петровича Павлова основой индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждения и торможения.
(Физиологические основы темперамента). На основе учения о свойствах нервной системы Иван Петрович Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности (ВНД). Типология высшей нервной деятельности включала в себя четыре основных типа и совпадала по названию с античной классификацией темпераментов
 Согласно  учению Ивана Петровича Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждения и торможения.
Иван Петрович Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:
1.     Силу процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов – характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность переносить длительное или сильное возбуждение.  Противоположное свойство  
слабость нервных процессов  – характеризуется неспособностью нервных клеток  переносить длительное и сильное возбуждение и торможение.
2.     Уравновешенность нервных процессов и неуравновешенность  – степень равновесия между процессами возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесия не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения.
3.     Подвижность  нервных процессов и инертность – это способность их быстро сменять друг друга.
Сочетание этих свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
(На доске рисуется первая часть таблицы). Вопрос к студентам: Основываясь на эту схему назовите четыре типа нервной системы. (Выслушивается ответы студентов).

Схема: «Типы нервной деятельности» (см Приложение 1)


 






Рис. 1. Соотношение свойств нервной системы и темпераментов (по И.П. Павлову)
 
 



По силе нервных процессов Иван Петрович Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на  сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на  подвижных и инертных.
Иван Петрович Павлов соотнёс выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявления типа нервной системы в деятельности, поведении человека.
 Существуют четыре темперамента и соотнесённые к ним типов нервной систем:
1.     сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвинический темперамент (СУП);
2.     сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматический темперамент (СУИ);
3.     сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, подвижный – холерический темперамент (СНП);
4.     слабый тип – меланхолический темперамент (Слабый).
Слабый тип нельзя считать инвалидным или неполноценным типом.
Тип нервной системы – это природное, врождённое свойство нервной системы, которое может изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.
Таким образом, тип нервной системы придаёт своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, но не определяет ни поведение, ни поступки человека, ни его убеждения, ни моральных устоев, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания.
Исходя из типов нервной системы, выделяют основные свойства типов темпераментов и их характеристики.
3. Основные свойства и характеристика типов темперамента.  
Выделяют  основные свойства темперамента, а так же  указывают на их поведенческие проявления.
1.Активность (сила волевых действий) проявляется в энергичности, настойчивости, упорстве, стойкости и выдержке, самообладании и смелости, инициативности. Активный индивид охотно берется за любое поручение, всякое дело стремится довести до конца, вносит выдумку и инициативу в исполнение. Настойчиво стремится к поставленной цели, не останавливается перед трудностями.
2. Реактивность (сила непроизвольных реакций) проявляется в импульсивности, несдержанности, неуравновешенности. Субъект громко смеется, плачет навзрыд, ему свойственны сильные, резкие движения, сильная жестикуляция; начинает дело быстро, не подумав, останавливается на полпути, часто переделывает то, что уже сделано.
3. Сензитивность (степень эмоциональной возбудимости) определяется порогом раздражения, вызывающего ответную реакцию. Поведенческие проявления: по незначительному поводу огорчается, расстраивается, сердится. Радуется малейшему успеху. Восхищается тем, чем другие не восхищаются. Более восприимчив к красоте, похвале и порицанию.
4. Тревожность (эмоциональная возбудимость по отношению к отрицательным воздействиям) проявляется в беспокойстве даже по незначительному поводу, осторожности, стремлению прогнозировать исход дела. Если что-то поручают сделать, начинает делать заранее, так как боится, что не успеет. Переживает, что может получиться плохо. Всегда приходит раньше назначенного времени, боится опоздать.
5. Психический темп: темп движений, походки, речи. Проявляется в порывистости или плавности, упорядоченности или хаотичности, изобилии или бедности движений, энергичности или вялости тонуса, быстроте или сдержанности, богатстве или бедности жестикуляций, быстром или медленном речепроизводстве, бедности или богатстве интонаций, ритмичности или неровности речи.
6. Резистентность психической деятельности (степень сопротивления внешним и внутренним воздействиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность). Поведенческие показатели: быстрая или медленная утомляемость, наличие сопротивляемости стрессу, выражаемой в отсутствии снижения функционального уровня деятельности в ситуации нервно-психического  напряжения.
7. Экстраверсия - интроверсия (направление психической активности). Проявляется в большей зависимости от внешних впечатлений (экстраверсия) или внутренних феноменов: образов, представлений (интроверсия). У экстравертированных субъектов внешние впечатления вызывают более сильные реакции; человек живет всегда настоящим моментом, охотно прислушивается к разным мнениям. Интроверты с большей силой реагируют на внутренние представления, живут прошлым и будущим, менее общительны, хуже приспосабливаются к внешним условиям.
    8. Ригидность-пластичность (возможность изменить способ действия или деятельности). Это свойство проявляется в степени  трудности переключения с одного дела на другое, в степени легкости, с которой субъект может переделать навыки, изменить свою точку зрения.
Взаимосвязанные свойства, организованные в систему образуют тип темперамента. Традиционно выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Представим в виде таблицы выраженность перечисленных свойств у каждого из типов. (Обращаю внимание на таблицу, которая лежит на столе у каждого студента).           
Таблица 1. Свойства темперамента и их выраженность у различных его типов.
Свойства
Типы темперамента
темперамента
С
Х
Ф
М
1. Активность
+
+
+
-
2. Реактивность
+
+
-
-
3. Сензитивность
-
-
-
+
4. Резистентность
+
-
+
-
5. Тревожность
-
-
-
+
6.Ригидность/пластичность
П
Р
Р
Р
7. Экстра/интроверсия
Э
Э
И
И
8. Психический темп
    быстрый/медленный
Б
Б
М
М


В чистом виде темперамент не встречается. Обычно у человека преобладают черты, какого либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент нельзя учитывать, как плохой или хороший. Каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.   Характеристика темперамента не представляет простого перечня свойств. Все свойства  взаимосвязаны. При общении с человеком необходимо учитывать существующую психологическое описание характеристики темпераментов.
Сангвинический темперамент. Представитель этого типа – живой, любознательный, подвижный, но без резких и порывистых движений человек. Весел и жизнерадостен. Эмоционально  неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходиться с людьми. (П, Наполеон Бонапарт, Михаил Юрьевич Лермонтов).
Флегматический темперамент. Представитель этого типа – медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Все психические процессы протекают замедленно. В отношение к людям флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. (Иван Васильевич Крылов, Михаил Иванович Кутузов)
Холерический темперамент. Представитель этого типа – отличаются быстротой движений,  порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают быстро и интенсивно. Неуравновешенность свойственная холерику, ярко сказывается на его деятельности: он с увлечением берётся за дело, проявляет инициативу, но происходит истощение нервной системы и человек охладевает к данной работе. Преобладание возбуждения над торможением, свойственно этому темпераменту. Ярко это проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто приводит к конфликтной ситуации. Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные проявления -  общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонна к аффектам. (Александр Сергеевич Пушкин, Василий Иванович Чапаев)
Меланхолический темперамент. Представитель этого типа – склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, проявляют неловкость в новой обстановке. Люди с таким темпераментом быстро утомляются, легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения. Пётр Ильич Чайковский, Рене Декарт, Чарльз Дарвин)
Таким образом, темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие, каждый темперамент имеет свои  положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления. Темперамент ярко характеризует человека,  но он не определяет его социальную значимость.
Сейчас я вас попрошу, чтобы вы разделились на группы. Каждой группе будет дано задание: «Вспомнить литературные произведения и подобрать к каждому типу темперамента типаж героев и  обосновать свой ответ».  Каждая группа получает свой тип темперамента. Первая группа – холерический тип, вторая – сангвинический, третья – флегматический, четвёртая – меланхолический тип. На это вам отводится 3 минуты. (Заслушиваются ответы студентов). Это же задание, только поменяв типы темперамента, вам будет задано на дом, свои примеры запишите в рабочую тетрадь, а так же  выучить лекцию.
Заключительная часть.

На уроке хорошо работали (перечисляю, фамилия студентов), они получают за работу на уроке отличные оценки. Мне было приятно работать с вашей группой. Спасибо! До свидание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий