Тема: «Сущность, задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Познакомить студентов с сущностью, задачами и содержанием словарной работы в дошкольном учреждении.
2. Развивать абстрактное мышление, совершенствовать диалогическую речь студентов в период обмена мнениями, умение анализировать выводы.
3. Воспитывать профессиональную готовность и понимание необходимости и серьёзной подготовки к работе с детьми.
Структура урока: (1 час 20 минут)
Вводная часть (5 минут): организационный момент – 5 минут.
Основная часть (1 час 10 минут): проверка домашнего задания – 15 минут; изложение нового материала – 45 минут; закрепление пройденного материала – 10 минут.
Заключительная часть (5 минут): подведение итогов урока – 5 минут.
Основные методы, применяемые на уроке: словесные (рассказ, объяснение), наглядные (раздаточные таблицы и демонстративный материал - схемы) , практические (работа с программами).
Оборудование урока: наглядный материал – схема; программы; плакат – кроссворд; раздаточный – таблица на каждого студента; маркер.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1997. – 400с.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.:Просвещение, 2001. – 207с.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд – ЛИТУР, 2004. – 320с.
4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие /Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192с.
5. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол.учреждениях» /Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарёв, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. -240с.
6. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996. -384с., ил.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада /В.И. Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пос. для воспит. дош. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288с.
Ход урока:
Вводная часть. Здравствуйте! Садитесь! Сегодня урок проведу у вас я, студентка Калужского государственного педагогического университета имени Константина Эдуардовича Циолковского, меня зовут Галина Геннадьевна Парфененко.
Староста напишите фамилия студентов, которые отсутствуют на уроке. Спасибо! Мне приятно, что присутствует большая половина группы.
Основная часть.
На дом вам было задано повторить предыдущие лекции за весь курс, а проверить ваши знания я предлагаю нестандартным способом с помощью кроссворда (Приложение 1).
(Вывешивается кроссворд). Сейчас с помощью моих вопросов и ваших ответов мы с вами этот кроссворд заполним. (Берётся маркер). За правильный ответ вы получаете один балл, у кого будет больше трёх баллов, в конце урока будет выставлена положительная оценка за домашнее задание. Настроились, первый вопрос.
Вопросы:
1. Какая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста? (Диалогическая)
2. Назовите функцию языка и речи? (Коммуникативная)
3. Как называется документ, в котором отражено содержание работы по развитию речи? (Программа)
4. Одно из средств общения? (Речь)
5. Какой вид деятельности в дошкольном возрасте играет большое значение для развития речи у ребёнка? (Игра)
6. Назовите одно из средств речевого развития детей? (Обучение)
7. Кто ввел термин «Обучение родному языку»? (Константин Дмитриевич Ушинский)
8. Важнейшая форма организации обучения речи и языку? (Занятие)
9. С помощью чего происходит первоначальное усвоение слов у детей первого года жизни? (Предмет)
10. Сколько раз в день рекомендуется проводить занятия с детьми первого года жизни? (Четыре)
11. Один из видов литературы, которая является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи? (Художественная)
12. К какому из методов обучения относятся дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки. (Практический).
13. Какой из методов обучения направлен на накопление содержания речи и обеспечивает связь двух сигнальных систем? (Наглядный)
Молодцы, кроссворд мы с вами заполнили, у кого более трёх баллов на перемене подойдите ко мне я поставлю вам отметку за домашнее задание.
Речь является основным средством человеческого общения. Но речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать, и развиваться, относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Исходя из этого, центральное место в методике развития речи у детей дошкольного возраста занимает словарная работа. Таким образом, тема сегодняшнего урока: «Сущность, задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении». Запишите план:
1. Сущность словарной работы в ДОУ.
2. Задачи словарной работы.
3. Содержание словарной работы.
В современной методике развития речи у детей дошкольного возраста словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Вопрос к студентам: Как вы понимаете эту фразу? (Заслушиваются ответы студентов) Целенаправленная педагогическая деятельность – это специально организованная воспитателем деятельность: занятия, игры, режимные моменты (прогулка, зарядка, умывание, подъем после сна) где планируется задача по обогащению словаря детей в соответствии с возрастными и программными требованиями.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Вопрос к студентам: Как вы понимаете это определение? (Заслушиваются ответы студентов) Давайте разберём эту фразу по частям: длительный процесс количественного накопления слов – на протяжении всего дошкольного периода, с 3 до 6 лет, дети знакомятся с большим количеством слов, которые обозначают предметы, действия, признаки, то есть, происходит накопление и развитие пассивного словаря (знание слов, но не использование их в повседневной жизни); освоения их социально закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения – то есть, переход слов из пассивного словаря в активный (использование слов в повседневной жизни).
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается, прежде на владение достаточным словарным запасом.
Сущность словарной работы в ДОУ можно определить на основе значения слова с трёх сторон:
1. сторона - соотнести слова с предметом;
2. сторона - связи слова с определённым понятием;
3. сторона - соотнести слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.
Усвоить значение слова – значит, овладеть всеми его сторонами.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта.
Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений.
Вопрос к студентам: Как вы это понимаете? (Заслушиваются ответы студентов) заключается в освоении ребёнком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания (каждый предмет, понятие, действие имеет своё название); связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений (новые слова ребёнок узнаёт на специально организованной познавательной деятельности – занятия в ДОУ).
Этот аспект широко представлен в работах Елизаветы Ивановны Тихеевой, Валентины Ивановны Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова, как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (П.упражнять детей в подборе существительных к прилагательному – белый – снег, сахар, мел) ознакомление детей с многозначными словами, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, то есть, развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Феликса Алексеевича Сохина и его учеников Оксаны Семёновны Ушаковой и Елизаветы Михайловны Струниной. Оба эти аспекты взаимосвязаны между собой и работа над смысловой стороной слова становится возможна при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
Особенность словарной работы в ДОУ состоит в том, что она связана со всей воспитательно – образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, в общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, сущность словарной работы в ДОУ направлена:
1. на создание лексической основы речи
2. занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей
3. на овладение словарём является важным условием умственного развития
4. усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления
5. богатство словаря является признаком хорошо развитой речи
6. своевременное развитие словаря является важным фактором подготовки к школьному обучению.
Исходя из сущности словарной работы в ДОУ, можно выделить её задачи.
Задачи словарной работы в ДОУ. (Приложение 2)
В отечественной методике развития речи у детей дошкольного возраста задачи словарной работы в ДОУ были определены в трудах Елизаветы Ивановны Тихеевой и уточнены в последующие годы.
Сегодня выделяют четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
Обогащение словаря происходит за счёт общеупотребительной лексики: названия предметов, овощей, фруктов, транспорта, животных, растений, игрушек, явления живой и не живой природы, насекомых и т. д. (Студентам предлагается вспомнить практику и подобрать несколько слов к каждой группе)
признаков и качеств – подбираются прилагательные к существительным,
действий – подбираются глаголы к существительным.
При знакомстве детей с новыми словами воспитатель не только называет, но и уточняет значение слова. Поэтому при решении первой одновременно решается и вторая задача словарной работы.
2. Закрепление и уточнение словаря.
Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с преставлением о предмете. Они часто не знают точного названия предметов. (П. машина – грузовик; ягода – клубника; книга - энциклопедия) Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. (П. маленькая собачка – щенок, автобус с антеннами – троллейбус, корабль – катер, яхта).
Решение только этих двух задач позволяет обогатить пассивный словарь. Однако этого не достаточно. Вопрос к студентам: Как вы думаете, какую задачу ещё необходимо решить? (Выслушиваю ответы). Да, третью самую основную и главную задачу словарной работы.
3. Активизация словаря.
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).
В работе с детьми, важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит в том случае, если оно будет закреплено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует только слуховой анализатор, а в произношении – ещё и мускульно – двигательный и кинестетический анализаторы. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике. Решение этой задачи необходимо планировать и на занятиях и в играх. (П. на занятии по р.р. – название птиц, экологическое воспитание – зимующие птицы – называем их, на прогулке – наблюдаем и называем их, математика – считаем и называем (пять синиц) Таким образом, решение этой задачи неразрывно связано с решением первых двух задач – она будет выполнена лишь тогда, когда новое слово войдет в речь. (Увидев синицу ребёнок не скажет птичка, а скажет правильное её название).
Так же существует ещё одна не менее важная задача, так как кроме активизации словаря необходимо добиваться правильного произношения слов. Эта задача была выделена сравнительно недавно, так как в обществе стоит остро проблема засорения речи просторечиями, жаргонными словами. Поэтому четвёртая задача.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалекты, просторечные жаргонные слова).
Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Таким образом, все рассмотренные задачи словарной работы в ДОУ взаимосвязаны между собой и решаются на практическом уровне. Однако непременным условием решения этих задач является содержание словарной работы. Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что в этом возрасте у ребёнка закладывается словарный запас, обозначающий элементы культуры: материальной, интеллектуальной и соционормативной.
Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребёнка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Её содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем и познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально – ценностное отношение к действительности. (Обращаю внимание на таблицы, которые были розданы на перемене каждому студенту для индивидуальной работы по теме) (Приложение 3)
Дети дошкольного возраста усваивают:
бытовой словарь: название частей тела (рука, нога, туловище, голова, ступня, кисть, плечо), лица (нос, рот, губы, глаза, брови, ресницы, зубы, язык); названия игрушек (конструктор, куклы, мозаика, пирамидки, строительный материал), посуды (чашка, тарелка, блюдце, кастрюля), мебели (диван, стол, кресло, стул, шкаф, трюмо, сервант,) одежды (платье, юбка, футболка, шорты, шуба), предметов туалета (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), пищи, помещений (ванная, туалет, кухня, спальная комната, медицинский кабинет);
природоведческий словарь: названия явлений неживой природы (дождь, снег, ветер, изморось, мороз, облачно, ясно), растений (трава, кусты, деревья), животных (звери, насекомые, земноводные, млекопитающие);
обществоведческий словарь: слова обозначающие явления общественной жизни (труд людей , родная страна, национальные праздники, армия);
эмоционально – оценочную лексику:
слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный);
слова, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову);
слова, в собственно лексическом значении, которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);
лексику, обозначающую время, пространство, количество. (Один, шесть часов, лево сзади, впереди, середина, десять минут)
Это подтверждает исследования Валентины Викторовны Гербовой по установлению особенностей содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей дошкольного возраста. Среди существительных названия предметов обихода составляют - 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Третью часть всех слов составляют глаголы.
В активном словаре детей должны быть:
– названия предметов,
– действий состояний,
– признаков (цвет, форма, вкус),
– свойства и качества;
– слова, выражающие видовые понятия (название отдельных предметов)
– родовые понятия (фрукты, посуда, транспорт, игрушки, овощи),
– отвлечённые и обобщённые понятия (добро, зло, красота).
Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
На протяжении дошкольного периода в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. Выделены три направления:
– расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
– усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
– введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения предметов по существенным признакам.
Таким образом в ДОУ словарная работа проводится в том аспекте, когда обращается внимание на название объектов (Как называется это?); на работу над смысловой стороной речи, и на обращения внимание на само слово (Что значит это слово?). В программах ДОУ не даётся указаний относительно объёма лексики, лишь в качестве примеров приводится некоторые слова.
В этом можно убедиться, посмотрев комплексные программы по воспитанию, развитию и образованию детей. Вот одни из них: «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Школа 2100». В каждой программе есть разделы по «Развитию речи», в которых прописана словарная работа. (Раздать программы для ознакомления с этим разделом временные рамки – 5 минут).
Запишите домашнее задание:
1. Выучить лекцию;
2. Прочитать в учебном пособии Музы Михайловны Алексеевой и Валентины Ивановны Яшиной «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» Главу 4, параграф с 1 по 3 страницы 89 – 101.
3. Сделать сравнительный анализ двух программ (любые на выбор) по критериям:
– Автор программы.
– Цели и задачи программы (смотреть только развитие речи).
– Название раздела по словарной работе (если такой есть в наличии).
– Как распределён материал в программе по словарной работе.
– Есть ли связь с другими разделами.
Заключительная часть.
На уроке хорошо работали (перечисляю, фамилия студентов), они получают за работу на уроке отличные оценки. Мне было приятно работать с вашей группой. Спасибо! До свидание!
Комментариев нет:
Отправить комментарий