Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги... Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Для малыша это будет первым расставанием с близкими людьми, следовательно, первым большим испытанием, которое он встретит самостоятельно. Даже если ваш ребёнок уравновешен, весел и с ним не возникает никаких проблем, его надо подготовить к посещению детского сада. Ему надо будет приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателей.
Своё решение о посещении детского сада надо сообщить малышу с радостью, преподнести ему это как награду: «Ты у меня теперь большой, ты пойдёшь в садик, у тебя будет много друзей». Для детского сада потребуются определённые вещи. Пусть ребёнок пойдёт их покупать вместе с вами. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застёжек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребёнок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
Адаптация (от лат. «приспособляю») — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений первого этапа и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но запомним: мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, у других — тяжело.
С чего начать?
♦ Если Вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, взвесьте все последствия этого шага, представьте, как изменится жизнь и для Вас, и для Вашего ребенка. Не обольщайтесь радужными надеждами, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать Вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Так бывает только в кино, а в жизни, к сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном». Иллюзии на этот счет могут привести только к дополнительным стрессам.
♦ Целесообразно, примерно за месяц до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним.
Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ними детские парки и площадки. Приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей. Наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
♦ Подробно рассказать ребёнку о детском caде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нём;
♦ Вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал гордость родителей за него - ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
♦ И, наконец, не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребёнка.
«Поведение взрослых в первые дни
пребывания ребёнка в детском саду».
♦ По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире. Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями.
♦ Расставаясь, не забыть заверить, что непременно вернутся за ним.
♦ Не следует резко изменять привычный уклад жизни детей, поскольку особенно тяжело переносят разлуку с родителями, если их сразу приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера.
♦ Высокую эффективность имеет создание такой обстановки, когда у ребёнка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью дома и в детском саду. Родители не должны беспрерывно расспрашивать его о том, что он там делал. На этот вопрос ребёнок неизменно ответит одно: «Ничего», или «Мы играли», Если взрослые хотят узнать, как же он проводит время в садике, лучше задавать точные, конкретные вопросы. Тогда ребёнок почувствует, что жизнь детского сала близка и понятна родителям, и захочет, чтобы они тоже приняли в ней участие. А, подметив, что больше всего нравится делать ребенку в детском саду, можно и дома предложить ему такие же интересные занятия и развлечения.
♦ Важно также, чтобы родители и воспитатели действовали согласованно, соблюдали одинаковый подход к ребенку в семье и в детском саду.
♦ Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки спать пойдут, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где стоит твоя кроватка?»
♦ Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на Ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы Вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь — это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь на него и не раздражайтесь. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь.
♦ Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить её переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться.
Если ребёнок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему ребёнку удаётся привыкать к садику.
Если ребёнок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему ребёнку удаётся привыкать к садику.
Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительны результаты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий