Адаптация процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение
норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование
среды в соответствии с новыми условиями целями деятельности. Приспособление
организма к новым условиям социального
существования, новому режиму сопровождается изменением
поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма
происходит в начальной фазе
адаптации, которая может затянуться и перейти в
дезадаптацию, что может
привести к нарушениям здоровья, поведения
и психики ребенка.
Средний срок адаптации в детском саду от 3 до 5 лет - 2-3 недели, от 5 до 7 лет один месяц.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие
черты. Как правило, в начале посещения детского сада адаптационный стресс
изменяет реактивность - защитные силы организма, и ребёнок начинает
часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. У плохо адаптированных детей больше
вероятность появления или закрепления тиков, заикания, т.е. психомоторных
нервных нарушений. Большие затруднения испытывают нервно и соматически ослабленные
дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днём и имеющие плохой
аппетит.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА, степень выраженности адаптационных
нарушений связывают: С предшествующими условиями
воспитания, под влиянием которых
формируется система высшей нервной
деятельности ребёнка;
Со своеобразием межличностных
взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем
привязанности ребёнка к матери;
С организацией учебно - воспитательного процесса в ДОУ, с социальными
условиями;
С индивидуальными особенностями ребёнка:
возрастными, психологическими,
нейрофизиологическими, психогенетическими.
Нарушение эмоционального состояния малыша: эмоциональная напряженность, беспокойство или
заторможенностью, плаксивость, стремление к эмоциональному контакту с взрослыми или,
наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.
Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите.
Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребёнок не отпускает от себя
родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезам.
Снижается активность малыша и по отношению к предметному миру. Падает уровень
речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом .Общее
подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в
окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к
частым болезням.
В динамике адаптационного процесса обычно
выделяют три стадии:
Стадию тревоги;
Стадию сопротивляемости;
Стадию либо стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.
1.
Сенсорная
адаптация -
приспособительные изменения органов чувств соответственно
действующему раздражителю.
2.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления
индивида к условиям социальной среды,
а также
результат этого процесса,
т.е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий
3. Психологическая адаптации
определяется активностью личности я выступает как единство процессов усвоения
правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды
(«приспособление к себе»). В психологическом аспекте часто указывают на важность
согласования самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта с
реальностью.
Социальной дезадаптации,
конфликтности могут способствовать некоторые особенности психического развития ребёнка (при этом часто причины имеют комплексный характер, однако для
социальной дезадаптации достаточно
хотя бы одного условия):
Отсутствие навыков общения;
Неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
Высокие требования к окружающим (особенно если развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне-группового);
Эмоциональная неуравновешенность;
Установки, препятствующие общению, такие,
например, как готовность унизить
собеседника, проявить своё превосходство;
Тревожность и боязнь общения;
Замкнутость.
Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребёнка, могут
быть:
1. Длительное нахождение
в большом коллективе детей, среди которых могут быть
дети, неприятные ребёнку.
2. Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых
следует наказание.
3. Фрустрация
каких-либо потребностей ребёнка.
4. Общение сразу со
многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть
ему приятны.
Потребность в теоретической и практической основе
раннего воспитания детей побуждает психологов-практиков к разработке новых форм
работы с детьми раннего возраста на основе интеграции существующих
психологических знаний, педагогических технологий и развивающих методик.
При поступлении в дошкольное образовательное
учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности
ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий
переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом
состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития.
Именно поэтому в дошкольных учреждениях большое
значение должно уделяться работе с
детьми раннего возраста в период адаптации, где на первом плане выступает взаимодействие с
родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Для этого необходимо
создать условия для совместной деятельности в системе ребенок – родитель –
педагог-психолог – воспитатель в
рамках образовательного учреждения, благодаря,
которым идет активное вовлечение семьи в
воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Реализация идеи совместного воспитания возможна в
такой форме, как семейная адаптационная группа. В такую группу дети приходят
вместе с родителями. Здесь ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой,
играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми.
В семейной адаптационной группе взрослый может
общаться со своим или чужим ребенком, другими родителями, обсуждать сходство
переживаемых ситуаций. Дети имеют возможность получить первые уроки общения со
сверстниками, первые знания.
Семейная адаптационная группа обеспечивает воспитание
и обучение ребенка силами опытных специалистов, которые поддержат родителей в
решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации
ребенка. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не
компетентен в вопросах воспитания , не имеет необходимых знаний , то все труды
по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны.
Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и
отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действия. Эти
особенности легли в основу построения занятий.
Представленная программа «Первые ступеньки»
способствует реализации преемственности в воспитании и обучении детей
преддошкольного и дошкольного возраста.
Целью
программы является – помощь детям
в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для реализации поставленных целей необходимо решить
следующие задачи:
1. Привлечь родителей неорганизованных детей к
сотрудничеству с детским садом.
2. Оказывать
квалифицированную консультативную и практическую помощь
родителям
по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
3. Формировать у
ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активизировать
и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в
собственных педагогических возможностях.
5. Способствовать
формированию у родителей потребности в более доверительном индивидуальном общении с детьми.
Программа адаптации ребенка и семьи к детскому саду
построена в 3 этапа.
Первый этап «Я играю вместе с мамой» рассчитана на 8 недель (2 занятия в неделю). Общая
цель данного этапа – заинтересовать игрой родителя и ребенка, а также обучить
родителей приемам вовлечения детей в игровую деятельность. Каждая встреча
занимает 30-40 минут. Занятия проводятся педагогом –психологом у него в
кабинете. Материалом для встреч служат игры, игровые упражнения, консультации
психолога. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены
сказочно-игровым сюжетом. Комплектование и количество игр и упражнений, из
которых состоит занятие, варьируется педагогом. Он может сократить занятие,
чтобы избежать переутомление детей, изменить последовательность частей в
соответствии с настроением детей.
Как правило, занятие начинается с ритуала приветствия,
с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Это создает
положительный эмоциональный фон, повышает речевую, двигательную активность детей,
помогает настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения,
которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои
эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками, выражать творческий потенциал.
Заканчивается занятие ритуалом прощания, спокойными,
малоподвижными играми и упражнениями, информационной частью для родителей.
Целесообразно до начала цикла занятий группы
организовать посещение ДОУ будущими воспитанниками вместе с родителями. За это
время мамы и малыши познакомятся с новой обстановкой, увидят будущих педагогов,
других родителей и детей, что снизит эмоциональное напряжение родителей по
поводу перспективы пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Родители,
познакомившись со взрослыми, которые будут окружать их ребенка, и режимом
пребывания детей в группе раннего возраста, смогут лучше воспринимать
рекомендации, предлагаемые сотрудниками ДОУ во время посещения семейной
адаптационной группы. Родителям предлагают завести «папку-копилку», куда бы они
могли складывать памятки, полученные в детском саду, детские работы,
фотографии.
За это время можно заполнить анкетные данные о семье и
ребенке. Родители малышей участвуют в тематической беседе, организованной
администрацией и педагогом-психологом ДОУ. Тематическая беседа не должны излагаться в лекционной форме.
Результат будет эффективнее, если данная часть встречи будет построена в форме
диалога.
На первом этапе
педагог-психолог заполняет «Индивидуальный журнал ребенка» где отражаются все
важные моменты развития ребенка.
Второй этап «Я играю c другой тетей, мама может отойти». Рассчитан на 4-6 недель (2 занятия в неделю). Каждая
встреча занимает 30-40 минут. В процессе практической работы допустимо
повторять цикл занятий, сокращать и вносить различные изменения в соответствии
с возрастом. На данном этапе общей целью является формирование чувства
защищенности и доверия к окружающей обстановке у ребенка и родителя в ситуации взаимодействия с воспитателем.
Занятия проводятся в групповом помещении первой
младшей группы. Непосредственными участниками являются дети, родители,
педагог-психолог и воспитатель данной
группы. Воспитатель вместе с психологом
активно принимает участие на занятиях, перенимает методы и приемы,
применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся
детям игры и использует их в своей
работе.
Родитель занимает роль наблюдателя и только при
необходимости становится активным участником .
По окончании
второго этапа педагог-психолог проводит анкетирование родителей с целью
изучить эффективность проделанной работы, и готовность посещения ребенком МДОУ,
продолжает заполнять «Индивидуальный журнал ребенка», чтобы составить
сравнительную характеристику на ребенка
Третий этап «Я уже детсадовец! Мне здесь хорошо и
спокойно, я могу здесь остаться без мамы». Рассчитан на 4-8 недель с момента прихода малыша в
дошкольное учреждение в соответствии с режимом данной возрастной группы.
На этом этапе осуществляется психологическое
сопровождение каждого ребенка, целью которого является формирование у ребенка чувства доверия и
защищенности в ситуации длительного отсутствия родителя. Проводятся родительские собрания,
педагог-психолог вместе с воспитателем определяет психолого-педагогические
параметры готовности ребенка к
поступлению в ДОУ на начальном этапе и
через 1,5 - 2 месяца посещения ребенком ДОУ.
Рекомендуется
проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего
учебного года, так как малыши нередко болеют и после болезни адаптационный
период возобновляется (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может
продолжаться на протяжении всего года обучения). Психолог может использовать
цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить
отдельные занятия, игры и упражнения.
норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование
среды в соответствии с новыми условиями целями деятельности. Приспособление
организма к новым условиям социального
существования, новому режиму сопровождается изменением
поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма
происходит в начальной фазе
адаптации, которая может затянуться и перейти в
дезадаптацию, что может
привести к нарушениям здоровья, поведения
и психики ребенка.
Средний срок адаптации в детском саду от 3 до 5 лет - 2-3 недели, от 5 до 7 лет один месяц.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие
черты. Как правило, в начале посещения детского сада адаптационный стресс
изменяет реактивность - защитные силы организма, и ребёнок начинает
часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. У плохо адаптированных детей больше
вероятность появления или закрепления тиков, заикания, т.е. психомоторных
нервных нарушений. Большие затруднения испытывают нервно и соматически ослабленные
дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днём и имеющие плохой
аппетит.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА, степень выраженности адаптационных
нарушений связывают: С предшествующими условиями
воспитания, под влиянием которых
формируется система высшей нервной
деятельности ребёнка;
Со своеобразием межличностных
взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем
привязанности ребёнка к матери;
С организацией учебно - воспитательного процесса в ДОУ, с социальными
условиями;
С индивидуальными особенностями ребёнка:
возрастными, психологическими,
нейрофизиологическими, психогенетическими.
Симптомы трудной
адаптации.
адаптации.
Нарушение эмоционального состояния малыша: эмоциональная напряженность, беспокойство или
заторможенностью, плаксивость, стремление к эмоциональному контакту с взрослыми или,
наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.
Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите.
Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребёнок не отпускает от себя
родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезам.
Снижается активность малыша и по отношению к предметному миру. Падает уровень
речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом .Общее
подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в
окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к
частым болезням.
В динамике адаптационного процесса обычно
выделяют три стадии:
Стадию тревоги;
Стадию сопротивляемости;
Стадию либо стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.
Различают следующие виды
адаптации.
адаптации.
1.
Сенсорная
адаптация -
приспособительные изменения органов чувств соответственно
действующему раздражителю.
2.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления
индивида к условиям социальной среды,
а также
результат этого процесса,
т.е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий
3. Психологическая адаптации
определяется активностью личности я выступает как единство процессов усвоения
правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды
(«приспособление к себе»). В психологическом аспекте часто указывают на важность
согласования самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта с
реальностью.
Социальной дезадаптации,
конфликтности могут способствовать некоторые особенности психического развития ребёнка (при этом часто причины имеют комплексный характер, однако для
социальной дезадаптации достаточно
хотя бы одного условия):
Отсутствие навыков общения;
Неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
Высокие требования к окружающим (особенно если развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне-группового);
Эмоциональная неуравновешенность;
Установки, препятствующие общению, такие,
например, как готовность унизить
собеседника, проявить своё превосходство;
Тревожность и боязнь общения;
Замкнутость.
Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребёнка, могут
быть:
1. Длительное нахождение
в большом коллективе детей, среди которых могут быть
дети, неприятные ребёнку.
2. Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых
следует наказание.
3. Фрустрация
каких-либо потребностей ребёнка.
4. Общение сразу со
многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть
ему приятны.
Потребность в теоретической и практической основе
раннего воспитания детей побуждает психологов-практиков к разработке новых форм
работы с детьми раннего возраста на основе интеграции существующих
психологических знаний, педагогических технологий и развивающих методик.
При поступлении в дошкольное образовательное
учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности
ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий
переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом
состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития.
Именно поэтому в дошкольных учреждениях большое
значение должно уделяться работе с
детьми раннего возраста в период адаптации, где на первом плане выступает взаимодействие с
родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Для этого необходимо
создать условия для совместной деятельности в системе ребенок – родитель –
педагог-психолог – воспитатель в
рамках образовательного учреждения, благодаря,
которым идет активное вовлечение семьи в
воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Реализация идеи совместного воспитания возможна в
такой форме, как семейная адаптационная группа. В такую группу дети приходят
вместе с родителями. Здесь ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой,
играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми.
В семейной адаптационной группе взрослый может
общаться со своим или чужим ребенком, другими родителями, обсуждать сходство
переживаемых ситуаций. Дети имеют возможность получить первые уроки общения со
сверстниками, первые знания.
Семейная адаптационная группа обеспечивает воспитание
и обучение ребенка силами опытных специалистов, которые поддержат родителей в
решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации
ребенка. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не
компетентен в вопросах воспитания , не имеет необходимых знаний , то все труды
по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны.
Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и
отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действия. Эти
особенности легли в основу построения занятий.
Представленная программа «Первые ступеньки»
способствует реализации преемственности в воспитании и обучении детей
преддошкольного и дошкольного возраста.
Целью
программы является – помощь детям
в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для реализации поставленных целей необходимо решить
следующие задачи:
1. Привлечь родителей неорганизованных детей к
сотрудничеству с детским садом.
2. Оказывать
квалифицированную консультативную и практическую помощь
родителям
по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
3. Формировать у
ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активизировать
и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в
собственных педагогических возможностях.
5. Способствовать
формированию у родителей потребности в более доверительном индивидуальном общении с детьми.
Программа адаптации ребенка и семьи к детскому саду
построена в 3 этапа.
Первый этап «Я играю вместе с мамой» рассчитана на 8 недель (2 занятия в неделю). Общая
цель данного этапа – заинтересовать игрой родителя и ребенка, а также обучить
родителей приемам вовлечения детей в игровую деятельность. Каждая встреча
занимает 30-40 минут. Занятия проводятся педагогом –психологом у него в
кабинете. Материалом для встреч служат игры, игровые упражнения, консультации
психолога. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены
сказочно-игровым сюжетом. Комплектование и количество игр и упражнений, из
которых состоит занятие, варьируется педагогом. Он может сократить занятие,
чтобы избежать переутомление детей, изменить последовательность частей в
соответствии с настроением детей.
Как правило, занятие начинается с ритуала приветствия,
с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Это создает
положительный эмоциональный фон, повышает речевую, двигательную активность детей,
помогает настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения,
которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои
эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками, выражать творческий потенциал.
Заканчивается занятие ритуалом прощания, спокойными,
малоподвижными играми и упражнениями, информационной частью для родителей.
Целесообразно до начала цикла занятий группы
организовать посещение ДОУ будущими воспитанниками вместе с родителями. За это
время мамы и малыши познакомятся с новой обстановкой, увидят будущих педагогов,
других родителей и детей, что снизит эмоциональное напряжение родителей по
поводу перспективы пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Родители,
познакомившись со взрослыми, которые будут окружать их ребенка, и режимом
пребывания детей в группе раннего возраста, смогут лучше воспринимать
рекомендации, предлагаемые сотрудниками ДОУ во время посещения семейной
адаптационной группы. Родителям предлагают завести «папку-копилку», куда бы они
могли складывать памятки, полученные в детском саду, детские работы,
фотографии.
За это время можно заполнить анкетные данные о семье и
ребенке. Родители малышей участвуют в тематической беседе, организованной
администрацией и педагогом-психологом ДОУ. Тематическая беседа не должны излагаться в лекционной форме.
Результат будет эффективнее, если данная часть встречи будет построена в форме
диалога.
На первом этапе
педагог-психолог заполняет «Индивидуальный журнал ребенка» где отражаются все
важные моменты развития ребенка.
Второй этап «Я играю c другой тетей, мама может отойти». Рассчитан на 4-6 недель (2 занятия в неделю). Каждая
встреча занимает 30-40 минут. В процессе практической работы допустимо
повторять цикл занятий, сокращать и вносить различные изменения в соответствии
с возрастом. На данном этапе общей целью является формирование чувства
защищенности и доверия к окружающей обстановке у ребенка и родителя в ситуации взаимодействия с воспитателем.
Занятия проводятся в групповом помещении первой
младшей группы. Непосредственными участниками являются дети, родители,
педагог-психолог и воспитатель данной
группы. Воспитатель вместе с психологом
активно принимает участие на занятиях, перенимает методы и приемы,
применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся
детям игры и использует их в своей
работе.
Родитель занимает роль наблюдателя и только при
необходимости становится активным участником .
По окончании
второго этапа педагог-психолог проводит анкетирование родителей с целью
изучить эффективность проделанной работы, и готовность посещения ребенком МДОУ,
продолжает заполнять «Индивидуальный журнал ребенка», чтобы составить
сравнительную характеристику на ребенка
Третий этап «Я уже детсадовец! Мне здесь хорошо и
спокойно, я могу здесь остаться без мамы». Рассчитан на 4-8 недель с момента прихода малыша в
дошкольное учреждение в соответствии с режимом данной возрастной группы.
На этом этапе осуществляется психологическое
сопровождение каждого ребенка, целью которого является формирование у ребенка чувства доверия и
защищенности в ситуации длительного отсутствия родителя. Проводятся родительские собрания,
педагог-психолог вместе с воспитателем определяет психолого-педагогические
параметры готовности ребенка к
поступлению в ДОУ на начальном этапе и
через 1,5 - 2 месяца посещения ребенком ДОУ.
Рекомендуется
проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего
учебного года, так как малыши нередко болеют и после болезни адаптационный
период возобновляется (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может
продолжаться на протяжении всего года обучения). Психолог может использовать
цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить
отдельные занятия, игры и упражнения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий