четверг, 26 мая 2011 г.

Диплом - Пути повышения профессионального мастерства педагогов в ходе методической работы в дошкольном образовательном учреждении

Содержание

Введение..................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы повышения педагогического мастерства воспитателя ДОУ……………………………………………………………..……9
1.1. Специфика развития педагогического мастерства воспитателя…………9
1.2. Педагогическая техника, как элемент педагогического мастерства…....16
1.3. Методическая работа - важнейшее звено повышения педагогической
техники воспитателя. Формы и методы методической работы…..…… .26

ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальное исследование по организации
методической работа в ДОУ для повышения педагогической техники
в работе с воспитателями ……………………………………………… ….........44
2.1. Исследование влияния методической работы в ДОУ на
педагогическую технику………………………………………….………44
2.2. Анализ применения различных форм методической работы
для повышения педагогической техники…………………………….…49
2.3. Анализ результатов влияния методической работы в ДОУ на педагогическую технику ………………………………………………………..59

Заключение………………………………………………………………………65

Литература…………………………………………………………………….. ...67








Введение

Актуальность исследования. Преобразования в стране затронули всю систему социальных отношений и потребовали от дошкольных учреждений необходимые практические технологии для профессионального становления воспитателей создания условий развития в направлении достижения высот педагогического мастерства. Закон РФ «Об образовании» предоставил право каждому педагогу избирать свой путь достижения образовательных целей, поставленных перед дошкольным учреждением современностью, но не каждый педагог оказался способен к подобной самостоятельности, к творческому подходу в реализации образовательных программ.
Однако известно, что уровень развития профессионального мастерства не пропорционален профессиональному опыту. Многолетний опыт работы несёт в себе как положительные, так и отрицательные черты: опытный педагог, добившись высокого мастерства, порой не может уйти от усвоенных стереотипов, останавливается в своём росте, продолжая действовать в рамках своего опыта, который теперь уже мешает ему расти.
У педагогов с большим стажем, может возникать чувство сопротивления инновациям, порой педагоги не хотят менять ни стиль, ни методику своей работы, как этого требуют современные условия. Педагог, не желающий меняться, особенно подвержен так называемым педагогическим кризам, которые проявляются в острой неудовлетворённости своим трудом, возникающей, на первый взгляд, без видимых причин.
Поэтому сегодня, как никогда остро, стоит проблема повышения педагогического мастерства педагогов, причём, как опытных, так и молодых, так как недостаточность профессиональной подготовки их как специалистов в вузах признаётся многими учёными.
Так, ряд авторов И.А.Зязюн, Н.В.Кузьмина, Н.И.Тарасевич рассматривают педагогическое мастерство как «комплекс свойств личности», обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, а пути повышения мастерства педагога видят в развитии его составляющих: гуманистической направленности деятельности, профессиональных знаний, педагогических способностей и педагогической техники. А.Е.Кондратенков, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская ведущую роль отводят процессу совершенствования теоретических знаний. Р.Г.Герасимова, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, В.Ф.Паламарчук, Г.С.Сухобская представляют педагогическую деятельность как непрерывный процесс решения педагогических задач, а развитие мастерства видят в успешном овладении различными способами их решения. Ю.К.Бабанский и И.П.Раченко связывают решение проблемы повышения педагогического мастерства с оптимизацией учебно-воспитательного процесса и чёткой научной организацией труда. А.А.Бодалёв, Ф.Н.Гоноболин, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, В.А.Крутецкии, Н.В, Кузьмина, Н.В.Кухарев, А.К.Маркова, Н.Д.Никандров, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, Г.С.Сухобская, В.А.Сухомлинский, Я.С.Турбовской, А.И.Щербаков и другие учёные подчёркивают необходимость развития педагогического мышления, а также наличия комплекса профессиональных педагогических способностей. В.И.Загвязинский, А.Е.Кондратенков, Ю.Н.Кулюткин, Н.Д.Никандров, А.А.Орлов, И.П.Раченко, Л.И.Рувинский, А.В.Христева видят путь повышения педагогического мастерства в развитии творческой индивидуальности и общей культуры педагога.
Работы педагогов несомненно, играют большую роль в этом направлении, углубляя не только теоретические представления о педагогическом мастерстве педагога, но и создавая базу для разработки соответствующих методик, программ, курсов подготовки и переподготовки педагогов. Однако коренные изменения, происшедшие в системе отечественного образования, связанные с резким повышением автономности развития каждого дошкольного образовательного учреждения. С введением муниципального, регионального компонента обучения, ещё более обострили неудовлетворённость качеством учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении; признание необходимости непрерывной модернизации образования связано, в первую очередь, именно с этой неудовлетворённостью.
Анализ предпринятых попыток обеспечения роста педагогического мастерства педагога свидетельствует о том, что до сих пор вся система государственного обеспечения подготовки и переподготовки педагога в основном строилась на преобладании внешних форм воздействия, направленных на овладение необходимой суммой знаний, умений, профессиональных навыков. Что не всегда приводило к планируемым результатам, это говорит о существовании разрыва между знаниями педагога и эффективностью их практического применения. Мы связываем это с тем, что предлагаемые учёными способы, формы и средства обеспечения профессионального роста, основываясь на внешнем воздействии на педагога, не всегда являются личностно значимыми для него. В современных условиях, когда существуют разные типы дошкольных учреждений с разной целевой и содержательной направленностью, особую остроту приобретает органическое соединение не только теории и передовой практики, но и реального опыта конкретного дошкольного учреждения и конкретного педагога.
Неизмеримо возрастает необходимость опоры на познавательную деятельность каждого педагога, ставящего перед собой задачи и находящего для них оптимальные решения непосредственно в практической деятельности, осуществляемой им в разных группах, в разных условиях, в разное время.
Известно, что педагог не может работать, не анализируя свою деятельность. Поэтому мы разделяем позицию В.И.Загвязинского, В.П.Симонова, В.А.Сухомлинского, Я.С.Турбовского, Т.И.Шамовой, которые видят резерв эффективности педагогического мастерства педагога в постоянном стремлении к анализу своей деятельности, в развитии его исследовательской позиции. Самоанализ и самооценка педагогического труда непосредственно связаны с необходимостью диагностики труда педагога как основы его совершенствования, что отмечают А.А.Бодалёв, В.Г.Вершловский, С.Б.Елканов, Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев, В.М.Лизинский, А.К.Маркова, Я.С.Турбовской, Л. Денякина.
Анализ различных аспектов рассматриваемой проблемы убеждает нас в том, что обеспечить непрерывное развитие педагогического мастерства можно только преодолев пассивность педагога в этом процессе, что может быть осуществлено при опоре на его собственный опыт, на его стремление к самоанализу и самооценке своей профессиональной деятельности, в ходе планомерной методической работы.
В связи с этим хотим подчеркнуть, что в настоящее время остаются мало изученными условия обеспечения непрерывного целенаправленного развития мастерства педагога, осуществления адресной методической помощи, использования резервов самого дошкольного образовательного учреждения в предоставлении возможности профессиональной самореализации каждому педагогу.
Таким образом, необходимо признать, что, с одной стороны, проблема повышения педагогического мастерства педагога в современных условиях не только не потеряла, но приобрела ещё большую актуальность, а с другой стороны, отметить, что в настоящее время пока ещё продолжаются поиски оптимальные пути её решения, что приводит к возникновению противоречия между осознанием необходимости развития педагогического мастерства педагога и отсутствием механизма достижения этой цели в ДОУ с учетом специфики работы.
Изучение этих вопросов и легло в основу нашей выпускной квалификационной работы: «Пути повышения профессионального мастерства педагогов в ходе методической работы в дошкольном образовательном учреждении».
Цель работы: выявить пути методической работы с педагогами в дошкольном образовательном учреждении как основы повышения его педагогического мастерства (на примере педагогической техники как элементе педагогического мастерства).
Задачи работы:
- изучить проблему повышения педагогического мастерства педагога в педагогической литературе;
- обосновать пути совершенствования методической работы в развитии педагогической техники воспитателей как элемента педагогического мастерства;
- выявить педагогические условия эффективного использования методической работы в дошкольном учреждении;
- разработать систему методической работы, обеспечивающие развития профессионального мастерства педагога.
Объект работы: профессиональная деятельность педагога.
Предмет работы: повышение педагогического мастерства педагога.
Гипотеза исследования: проводимая методическая работа в дошкольном учреждении обеспечит повышение педагогического мастерства педагога, если:
• осуществляемая в дошкольном учреждении методическая работа будет основана на профессиональных потребностях и творческих достижениях каждого педагога, выявленных в процессе педагогического диагностирования;
• будет выполняться комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности педагога.
Методологическую основу исследования составляют: современные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.З. Зак, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семёнов, СЮ. Степанов, Г.С. Сухобская, Г.П. Щедровицкий е; философские теории целеполагания в образовании В.П. Беспалько, В.П. Провоторов, Я.С. Турбовской; концепция непрерывного образования С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин; теории повышения педагогического мастерства в ДОУ Н.А.Морева, К.Ю Белая.
Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы как непосредственно на практике в управлении методической деятельностью педколлектива, так и в системе повышения квалификации педагогических кадров, что поможет повлиять на эффективность работы по развитию педагогического мастерства педагогов.

Стань постоянным читателем и получишь полную версию бесплатно!!!!!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий